С 22.10.2019 года вступает в силу Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 13 июня 2019 г. N 160 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», которым утвержден новый Административный регламент государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Регламент определяет новый порядок осуществления плановых и внеплановых трудовых проверок.
Предметом федерального госнадзора выступают вопросы своевременной выплаты зарплаты и отпускных, соблюдения нормативных требований в области ОТ, обеспечение доступности специальных рабочих мест для работников-инвалидов и исполнение выданных предписаний об устранении ранее выявленных нарушений.
Регламент наделяет правом уполномоченных должностных лиц Роструда запрашивать у работодателей и безвозмездно получать документацию, объяснения, информацию, которая помогает проводить федеральный госнадзор, а также предъявлять обязательные для выполнения предписания, связанные с устранением фактов несоблюдения трудового законодательства.
В регламенте указаны:
— права и обязанности проверяющих и проверяемых лиц;
— документы, которые могут быть истребованы у работодателя и у других органов в рамках госнадзора;
— виды, сроки и порядок проведения проверок.
При планировании надзорных мероприятий применяется риск-ориентированный подход. Категории риска присваиваются хозяйствующим субъектам автоматически через систему Роструда с использованием ведомственных отчетов о травматизме и задолженности по зарплате, а также при помощи СМЭВ с ФНС России.
Роструд намерен размещать на официальных сайтах территориальных подразделений электронную копию утвержденного плана ежегодных проверок не позднее 10 ноября года, который предшествует осуществлению запланированных мероприятий. Ранее сведения о плановых проверках ждали до 1 декабря. Изменение в правилах позволит предприятиям, которые попали в план мероприятий уделить больше времени на подготовку к визиту инспектора.
Напомним, ориентиром в выполнении требований надзорного ведомства при осуществлении плановых проверок служат чек-листы. Они могут использоваться организации для проведения самопроверки выполнения требований законодательства. Чек-лист содержит более ста параметров проверки, среди которых:
- порядок оформления трудоустройства;
- выполнение требований по регулированию труда лиц до 18 лет;
- проведение спецоценки условий труда;
- организация обучения по ОТ;
- ознакомление сотрудников предприятия с требованиями ОТ и многое другое.
Источники: